Один из частых вопросов, который мне задают люди, когда я говорю о необходимости развития креативности, звучит так «А кому это надо?».
И я понимаю, что для большинства людей тема развития креативности является очень экзотической и специфической. Да, она может быть востребована для дизайнеров или рекламщиков, ну а еще кому она нужна?
Мне бы хотелось на этом сайте развенчать мифы о такой особенности креативности. Хочется снять иллюзорную корону избранности и показать насколько это важное и необходимое качество для любого человека.
Первая статья на эту тему будет актуальна для бизнесменов, менеджеров, руководителей и других работников умственного труда.
Независимо от того, нравится вам это или нет, но за креативным мышлением будущее.
Раньше было достаточно просто перепродать трубы, и ты уже на коне, с миллионами в кармане.
Сейчас уже все понимают, что по такому принципу много бизнесов не построишь. Уже недостаточно дешевле купить – дороже продать.
Сейчас время, когда многие бизнесы открываются в интернете, все большее значение приобретает клиентский сервис, то есть человеческий фактор выходит на первое место.
И в этом случае необходимы оригинальные решения, которые позволят привлекать новых клиентов и удерживать старых.
Важность развития креативного мышления хорошо описана в книге Дэниеля Пинка «Будущее за правым полушарием».
Есть три причины, по которым бизнесы, построенные по стандартной схеме, проигрывают бизнесам, которые используют креативный подход.
- Изобилие.Сейчас пришла эпоха изобилия. Магазины переполнены самыми разнообразными товарами. Людям уже недостаточно просто купить стул. Они хотят, чтобы он был красивый, удобный, необычный и самое главное – отражал их индивидуальность.
Именно это стремление выделиться из толпы, показать свое Я, приводит к тому, что стандартные бизнес-решения оказываются невостребованными.
Уже давно нет дефицита и поэтому однотипные продукты людям не подходят. В новом мире надо уметь выделяться на фоне конкурентов.
А качественно и правильно выделяться можно, только научившись создавать оригинальные и креативные решения.
- Азия.Если вы посмотрите на этикетки на своей одежде, то, скорее всего, вы увидите «Made in China/Vietnam/Indonesia». И это неудивительно. Большинство компаний переносит свои производства в азиатские страны, где самая дешевая рабочая сила. Многие задачи передаются в аутсорсинг, то есть работу выполняют удаленные сотрудники, которые работают за меньшие деньги.
Многие стандартные и рутинные задачи легко могут выполняться дешевле и не менее качественно за рубежом.
Поэтому на первый план выходят навыки коммуникаций, лидерства, создания решений и идей.
- Автоматизация.Благодаря Генри Форду и изобретенному им конвейеру, больше нет нужды в простой рабочей силе. Не надо самостоятельно соединять детали или мастерить продукцию. Все это выполняют машины. И если раньше часть рабочих были задействованы в таких процессах, то теперь они стали бесполезны, их заменили машины.
Все, что им остается – это нарабатывать новые умения и навыки, опять же для того, чтобы удовлетворить самого требовательного, разбалованного изобилием, покупателя.
Если подводить итоги, то суть такая.
Нам больше не надо выживать. Не надо бороться за еду или жилье. И это приводит к тому, что мы все больше хотим зрелищ, развлечений, удобства, уюта, выполнения наших капризов и прочего.
Люди готовы платить за нужные им вещи.
Теперь бизнесы строятся по принципу – Чего хочет клиент?
Выясняют потребности, придумывают решение, затем оформляют его с помощью хороших рекламных и маркетинговых ходов, и вуаля! – клиент готов.
Таких компаний все больше и больше. Они предлагают всё более интересные решения, чтобы удовлетворить самые изысканные запросы. И это приводит к тому, что то, что только что было инновацией, уже устаревает.
Открыли Facebook, и за ним посыпались его аналоги. Открыли один интересный сервис, конкуренты быстро перехватили модель и уже используют у себя.
В этом случае надо быть всегда начеку, включенным в процесс постоянной генерации новых идей и решений.
Поэтому в настоящее время креативность становится не какой-то блажью для избранных профессий. Она становится насущной потребностью для большинства. Ведь от ваших инновационных решений зависит ваша прибыль, а соответственно и уровень вашей жизни.
Цитата из книги «Будущее за правым полушарием»:
Чтобы выжить в новом веке, людям и организациям придется обдумать то, как они зарабатывают на жизнь и задать себе три вопроса:
1. Могут ли за границей сделать это дешевле?
2. Может ли компьютер сделать это быстрее?
3. Востребовано ли то, что я делаю в эпоху изобилия?Если на первые два вопроса вы ответили «да», а на третий «нет», то плохи ваши дела. Сегодня элементарное выживание зависит от умения делать то, что за границей не могут сделать дешевле, что мощные компьютеры не могут сделать быстрее и что удовлетворяет какую-нибудь из нематериальных потребностей эпохи изобилия.
Так что спешите развивать свою креативность, чтобы завтра не оказалось поздно :).
В следующей статье я напишу, как креативность может влиять и проявляться в обычной повседневной жизни.