С определением, что такое креативность, всегда возникает много сложностей. Есть некие трактовки из словарей, а есть те ассоциации, которые укоренились в головах людей. Если говорить именно про креативность, а не про творчество (что в английском языке звучит точно так же), то ее трактуют как оригинальность, необычность, выход из стереотипов и шаблонов. Поэтому синонимом к слову креативный идет слово оригинальный, необычный.
Для себя я укоротила этот термин до такого, креативность — это способность создавать что-либо новое. И в качестве этого нового может быть практически все. Любые идеи, которых не было раньше, это уже новшество. И их созданию способствует креативность.
Однако мне не хочется рассматривать креативность исключительно как способность, которая необходима людям только лишь для создания новых идей. Потому что в этом случае большинство людей, которым по жизни нет нужды в создании и придумывании, сразу исключают себя из тех, кому будет интересно развивать свою креативность.
Для меня креативность — это особая гибкость нашего мышления, которая позволяет видеть больше, думать шире, не привязываться к догмам и правилам, быть смелым в идеях.
И в таком случае креативность является важным качеством для любого человека, а не только для дизайнера, маркетолога или рекламщика.
Если у человека закостеневшее мышление, то все свои жизненные решения он так же будет принимать шаблонно и стереотипно. Там где одни люди видят возможности, другие будут видеть только препятствия.
Еще есть такая мысль, что креативность пробуждает внутренний азарт найти как можно больше решений, а не останавливаться на первом, которое пришло в голову. И опять же, если говорить про нашу повседневную жизнь, то нам всегда приходится принимать много решений, искать возможности по созданию бизнеса, организации своего досуга, решению рабочих задач, самореализации, и все это будет легче достигаться, если у человека развита эта сама креативная гибкость мышления.
Поэтому мне хочется доносить важность креативности. Это не только какая-то модная современная тенденция. Это жизненно-важные качества, которые помогают нам проживать жизнь интереснее, многообразнее, насыщеннее, смелее.
Иногда мне кажется, что развитие креативности — это почти панацея от всех бед. И во многом это действительно так.
Любые жизненные вопросы решаются намного проще, если у человека в достаточной мере развиты креативные способности.
Когда мы говорим о развитии креативности, то чаще всего люди считают, что это удел избранных, каких-то особенных творческих людей либо тех, кто работает на творческих работах.
Однако есть один очень тонкий нюанс, который так сразу не заметишь, но он есть. И он немного не совпадает с определением креативности.
Предрасположенность человека к какой-либо творческой деятельности далеко не гарантия того, что у него хорошо развита креативность.
Попробую пояснить, что это значит.
Если человек хороший писатель, или художник, или композитор, то это не значит, что у него развита креативность в смысле способности создавать оригинальные и необычные идеи. Его творческая реализация еще не означает, что его мышление по-настоящему гибкое. Его личное творчество — это реализация его созидательных способностей. Но бывает, что такие природно-творческие люди генерируют намного меньше оригинальных идей, чем матерые бизнесмены, которые в силу необходимости выкручиваться в бизнесе, развили в себе способность придумывать нестандартные идеи.
И это я часто наблюдаю на занятиях. Когда творческие люди, такие как дизайнеры, писатели, актеры, художники, оказываются более стереотипными в создании новых жизненных идей, чем те, кто вообще не занимается никакой творческой деятельностью.
Это заставило меня задуматься о том, что все-таки есть разница между творческой реализацией и креативными способностями.
Но в любом случае, даже если человек считает себя совсем нетворческим и некреативным, выход есть. Потому что креативность — это качество, которое можно в себе развивать. От природы у всех у нас заложены способности придумывать, изобретать. Если вы вспомните детей, то у них всегда много вопросов, любопытства, идей и фантазий. Но под воздействием воспитания, социализации и других факторов, эти качества подавляются, и человек начинает думать о себе как о некреативном.
Развитие креативности можно сравнить с физическими тренировками.
Нам всем от природы дано тело. Но только от наших усилий зависит, будет ли оно гибкое и сильное или станет дряблым и изношенным. Само по себе тело не изменится, если специально его не тренировать. Так и с креативностью — у всех есть задатки, но от нас зависит, как они будут развиваться.
Тренировать креативность можно целенаправленно, а можно опосредовано. Можно делать определенные упражнения и техники, а можно просто по роду работы что-то все время придумывать. Главное — это поддерживать свой мозг и свои мысли в тонусе. А для этого важно давать им постоянную нагрузку.
Люди считают себя некреативными, потому что не знают себя по-настоящему.
Существует ряд причин, по которым люди начинают считать себя некреативными, но все они формируются в детстве:
- Первая причина заключается в том, что мы пытаемся развивать творческие способности исходя не из наших природных данных. Например, у человека талант к писательству, но его родители отдали в музыкальную школу. В этом случае музыкант из него выйдет посредственный, а как писатель он не будет развиваться. Музыку он будет ненавидеть, и считать себя бездарностью, потому что так и не сумел начать играть.
Чтобы это пояснить, можно прибегнуть к теории множественного интеллекта Говарда Гарднера. Он предположил, что человек обладает не единым интеллектом (т.н общим интеллектом), а несколькими. Это наши природные предрасположенности и способности к восприятию и обработке информации. У каждого человека есть один ведущий и несколько добавочных.
Гарднер выделял 7 типов интеллекта:
- логико-математический,
- лингвистический,
- пространственно-визуальный,
- музыкальный,
- телесно-кинестетический,
- интерперсональный,
- интраперсональный.
В зависимости от того, какой тип интеллекта является ведущим, по-разному будет проявляться результаты креативности.
Например, человек с логико-математическим интеллектом хорошо работает с цифрами, логическими концептами, анализом. И его креативные способности могут проявляться именно в этой сфере. Сейчас много цитируют Эйнштейна, как креативного гения, но по сути своей он не был творческим человеком в обычном понимании этого слова, и создавал свои произведения в сфере физики.
- лингвистический интеллект — это возможность работать со словом;
- пространственно-визуальный — это работа с образами и картинками;
- музыкальный — это восприятие мир через музыку;
- телесно-кинестетический — это творчество выраженное в теле, как у спортсменов или танцоров;
- интерперсональный — это хорошее понимание других людей, тут творчество будет проявляться в умение простраивать общение и взаимодействие с другими людьми;
- интраперсональный — это внутренняя направленность, когда человек создает себя как шедевр, работает над собой.
То есть у каждого из нас есть своя определенная природная склонность к какому-то виду творчества. И если это не учитывать, то можно легко навесить на себя ярлык нетворческого человека.
Тот же Эйнштейн говорил: «Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой».
-
В процессе воспитания ребенок может столкнуться со взрослыми, учителями, авторитетными людьми, которые будут критиковать его творческие проявления. У детей нет силы анализировать и сопоставлять, правда ли то, что ему говорят. Он воспринимает все буквально. И раз ему говорят, что он бездарность, он и будет себя таким считать. Со временем голоса этих авторитетов переносятся в голову ребенка и превращаются в его Внутреннего Критика, который в будущем будет сразу открывать рот и не давать творить.
-
Отдельным пунктом идут родители, которые требуют от своих детей ранних успехов. Такие родители не могут позволить ребенку развиваться в нужном для него режиме, криво рисовать и выходить за поля раскрашки. Они хотят, чтобы он сразу приносил идеальные рисунки, показывал лучшие результаты. Если такого не получается, то ребенка ругают, наказывают. Не все дети справляются с таким прессингом и поэтому им проще отказаться от творчества совсем, чем пытаться угодить родителям.
-
Творчество требует смелости. Но если это творчество потом оказывается для нас опасным, то желание творить отбивается напрочь. В детстве на уроках или в саду, когда дети занимаются самодеятельностью, их работы могут быть высмеяны учителем перед всем классом. И чем чаще творчество ребенка осуждали, тем быстрее он принимает для себя решение, что он полный неумеха.
-
Не все родители готовы уделять ребенку столько времени, сколько ему нужно. А детское творчество требует внимания и энергии. Иногда родителям проще посадить ребенка перед телевизором, чем заниматься с ним каким-нибудь развивающим делом. Или если ребенок очень активный, то родителям проще его постоянно останавливать, чем поощрять. А если ребенок не будет творить в детстве, то он может никогда и не узнать, на что он способен.
Это основные причины, которые формируют у людей представление о себе, как о некреативном человеке. И чтобы продраться через эти губительные убеждения требуется много работы, в том числе и психологической. К этому труду оказываются готовы не все. Поэтому некоторым людям проще настаивать на собственность некреативности, чем начать что-то делать для ее развития.
P.S. Это статья — первая часть моего большого материала для журнала «Жить Интересно», который я писала в прошлом году. Но поскольку он вышел только в журнале, я решила его перепечатать для сайта. Продолжение следует.
 
1 комментарий. Оставить новый
Я вас уважаю и люблю. Спасибо!