Сейчас очень популярны слова «Креативность» и все его производные. Есть даже некая мода на то, чтобы быть креативным.
В описаниях вакансий, в требованиях к соискателям, работодатели все чаще требуют креативность как обязательное качество. И далеко не только в дизайнерских и рекламных фирмах, а и в больших, серьезных корпорациях.
Сейчас даже строителям надо быть креативными, дабы уметь придумывать новые идеи. Однако, несмотря на такую популярность этого слова, мало людей верно воспринимают и понимают, что значит быть креативным.
Mapuk: ненавижу слово «креатив»
Mapuk: «А вот это у нас в команде — креативщик!» И все начинают ждать чтобы ты как-нибудь поздоровался левой ногой или налил себе кофе в шапку. (с) bash.org.ru
В голове обывателей чаще всего креативные люди бывают двух видов.
Первые — это чудаки вроде Альберта Эйнштейна. Такие себе рассеянные гении. Они придумывают разные идеи, переворачивают сознание людей, но при этом полностью отрезаны от социального мира.
Вторые — это различные люди творческих профессий: художники, дизайнеры, фотографы, модельеры, такая себе гламурная богема. Определить ее легко по вычурной одежде, странной манере говорить, пафосном взгляде и избранности окружения.
Креативные люди зачастую кажутся странными, необычными и оторванными от обычной мирской жизни. Поэтому некоторые даже считают, что креативность — это почти порок. Мол, дал тебе Бог талант креативить, вот и мучайся с ним всю жизнь.
До тех пор пока я не изучала тему креативности, мне тоже были близки какие-то подобные стереотипы восприятия. Но чем больше я углублялась в нее, тем яснее понимала, что всё обстоит совсем не так.
На самом деле, креативность — это не какая-то уникальная черта, не фантастический талант, и уж конечно, не порок.
Креативность — это просто умение создавать что-либо новое.
Причем в качестве нового необязательно выступают произведения искусства, изобретения для патентов, необычные изделия или идеи, этим новым может быть что угодно. Вы придумали новое блюдо для семьи — вы скреативили. Вы придумали, как красиво украсить стол — вы скреативили. Вы написала четверостишие для друга — вы скреативили.
Областей, где каждый из нас может творить и создавать, огромное количество.
А умение придумывать и создавать — это такой же навык как писать, читать, ездить на велосипеде и т.д, и его можно развить.
Кто-то от природы одарен больше, кто-то меньше, но при должном количестве практики, каждый может добиться хороших результатов.
Единственная разница между изначально креативными людьми и непроявленными креативными людьми в том, что первые таковыми себя считают. Они сами тянутся к творчеству и постоянно им занимаются. Но делают это не потому что надо, а потому что это просто зов души.
Люди, с пока еще непроявленной креативностью, обычно ограничиваются отговорками, что, мол, не дано и не просите, ни за какие коврижки не пойду рисовать/писать/танцевать/придумывать. Потому что для них творчество это пытка и наказание, но никак не удовольствие.
Почему же творчество воспринимается так страшно?
Причин для этого очень много, но почти все они идут из детства. Если коротко остановиться, то вот они:
-
У человека склонность, например, к рисованию, а его, например, заставляли играть на пианино. Мама, хотела видеть сына на сцене во фраке за роялем и поэтому 6 лет под крики и вопли отправляла на занятия. А в итоге бедный ребенок и рисовать не научился, и музыку во всех ее проявлениях ненавидит.
-
В жизни каждого из нас была какая-нибудь своя первая учительница Марьванна, которая все попытки самостоятельного творчества пресекала на корню: «Что же это ты, Вовочка, пейзаж маслом рисуешь. Вон, все детки кружочки в прописи раскрашивают, и ты будь такой же. Сиди и не выпендривайся». Для ребенка это стопор навсегда.
Потому что творчество для детей — это необходимая потребность. Они всегда творят ради процесса, никогда не оценивают свои произведения, и точно не думают мерками взрослых «Вот нарисую я портрэт, и мне дадут пряник». Так и ломается творческая судьба в самом детстве.
-
Часто бывает, что родители хотят сделать своего ребенка великим и для этого требуют от него невозможного. Ждут только идеальных работ, а поэтому ругают даже за малейшие промахи.
Если ребенок сделал что-то не очень хорошо, то его наказывают или говорят, что не будут любить, если он будет не успешен. Для ребенка потерять любовь равносильно смерти и поэтому он старается делать все, чтобы этого не допустить. Ему нужны только идеальные работы.
Но поскольку настоящее творчество невозможно без ошибок и промахов, то ребенок решает совсем перестать творить, нежели допустить хоть малейшую оплошность. У такого ребенка будет навсегда искалечена не только творческая судьба, но и просто жизнь. Потому что он будет всегда себя оценивать по своим достижениям и очень сильно наказывать за ошибки.
Когда люди вырастают, они забывают всё это, но страхи никуда не уходят. Они просто прячутся в подсознании и незаметно контролируют творческую деятельность.
Детские творческие травмы навсегда оставляют следы и надо очень много работать над ними, чтобы позволить себе творить в полную силу.
Все это относится к любому другому виду творчества: писательству, дизайну, пению, танцам, актерской игре и т.д.
Многие трудности, с которыми встречаются люди на пути становления креативности, я ощутила на себе. Я искала способы справиться с ними, и, к моей радости, нашла.
Теперь я уверена, что творить может каждый!
Надо лишь поверить в это и начать делать первые шаги!
И в этом вам поможет мой сайт :).
Так что читайте, следите за обновлениями и развивайте свою креативность!
 
2 комментария. Оставить новый
Да уж.. Про учительницу это точно про меня. Точнее в моей жизни была воспитательница в садике, которая вечно меня при всех критиковала за то, что я не могу как все нарисовать дерево или солнышко или еще что-нибудь. А когда я придумала свое волшебное животное, так вообще высмеяла. Я потом еще долго не могла заставить себя взять в руки краски и карандаши. Хотя мне очень хотелось. Но я боялась, что снова не понравится.
Такая ситуация у многих людей. Все мы родом из детства, и то, как мы воспитывались во многом определяет наше взрослое продвижение по жизни. Особенно сильно это влияет на творческие проявления. Ведь если в детстве нас остановили, то в старшем возрасте очень сложно также относиться к творчеству как и раньше. Верить и надеяться. Сразу выползают детские страхи. Поэтому надо с ними много работать, чтобы не так сильно на нас влияло то прошлое. Подробнее я написала в статье про внутреннего критика.