В этом разделе мне хочется поделиться с вами своей историей.
Для того чтобы вы понимали, с кем имеете дело, и какое право я имею учить вас креативному и творческому мышлению.
Надеюсь, она поможет вам представить тот путь, который я прошла, и благодаря которому я научилась справляться со всеми творческими сложностями.
Моя креативная деятельность началась еще в детстве, хотя тогда я не воспринимала это как проявление креативности. Мама меня называла массовиком-затейником, потому что ни один праздник в доме не обходился без моей организации. Я устраивала мини-спектакли, представления, игры, конкурсы. Я не любила скучать, поэтому я пыталась как-то разнообразить наш досуг. Но я не рассматривало это как творчество, потому что это было больше баловство, чем искусство.
К тому же большей частью процессы создания идей были стихийные и случайные, я ждала, когда придет вдохновение или меня осенит какая-нибудь классная задумка. Но идеи были не всегда, и приходилось с трудом что-то придумывать. Такие периоды были очень тяжелые и мучительные. В эти моменты казалось, что у меня абсолютно отсутствует фантазия и мне лучше даже не пытаться начинать творить.
Проявлением правильного творчества для меня была художественная школа, в которой я занималась. Мне казалось, что рисовать у меня получается, но учительница была другого мнения. И если рисовать с натуры у меня как-то получалось, то рисунки на свободную тему сводили меня с ума. Это задание для меня было тупиковым. Я никогда не знала, как можно нарисовать рисунок на свободную тему, да и вообще, что значит – свободная тема? Но вместе того, чтобы помогать, учительница просто ставила мне 3, прививая мысль, что фантазии у меня нет никакой, и никогда ничего путного из меня не выйдет. Поэтому из школы я ушла с ощущением, что бездарней меня людей нет.
После этого я поставила на себе крест как на художнике и совсем перестала рисовать. Сейчас я уже по-другому смотрю на ту историю и адекватно оцениванию свои художественные способности. Но тогда это меня морально убило, и я еще очень долго боялась брать в руки кисти и краски.
Также в детстве я писала рассказы. Но были детские и нескладные. И поэтому мне было очень стыдно их кому-то показывать. А после одного неудачного детектива, который вызвал смех у всей семьи, я решила, что писательство это тоже не мое.
Но это было ничего по сравнению с пыткой написания школьных сочинений. Все что получалось, было очень коряво. И поэтому сочинения мне писали всей семьей, потому что я никак не могла выразить толком свою мысль. Чем тяжелее давалось сочинение, тем сильнее я убеждалось в том, что я бездарь.
Поэтому я достаточно долго считала себя абсолютно нетворческим человеком. Я настолько сроднилась с мыслью, что у меня нет фантазии, что даже не пыталась что-то изменить или поверить в обратное. Особенно сильно это проявлялось при сравнении с девочками, которые хорошо рисуют, кому ставят 5 за сочинения и которые наделены другими яркими талантами.
Но зато у меня были хорошие успехи в математике, поэтому вместо гуманитарного направления, я решила пойти учиться в лицей информационных технологий.
Там мое желание что-то создавать компенсировалось в программировании. Поскольку у меня это получалось хорошо, то я решила продолжить развивать это направление и поступила учиться на специальность «Защита информации». Обучение в лицее и университете хорошо прокачали мою логику и системность мышления, но мне хотелось большего творчества. И поэтому после университета я решила найти работу, которая бы отвечала моему желанию что-то придумывать, создавать, организовывать и взаимодействовать с людьми.
Однажды я «случайно» наткнулась в журнале на статью о профессии бизнес-тренер. Тогда я еще не понимала, что это, но четко осознала, что это то, чем я хочу заниматься.
Свой первый тренинг я проводила по методике Интеллект-карт или в оригинале MindMap. Это потрясающая техника работы с информацией. Автор этой методики Тони Бьюзен. Из его книг я впервые узнала о том, как именно работает наш мозг. До этого я знала, что правое и левое полушария работают по-разному, но тут я впервые увидела четкую картинку того, как это может помочь в творчестве и генерации идей. Тогда же впервые столкнулась с понятием Ассоциативное мышление. Оказалось, что мы мыслим не линейно, слово за словом, а ассоциативно. То есть каждое слово связано с помощью ассоциаций-переходов с большим количеством других слов. И благодаря этим цепочкам связей мы можем путешествовать от одного слова к любому другому, создавая неограниченное количество новых идей.
Эта книга был первый знак того, что я очень мало знаю про психологию творчества. И я решила разобраться в этом вопросе досконально. С тех пор мой интерес к теме развития творческих способностей не угасает. Я все время ищу и изучаю всевозможные книги на эту тему.
Параллельно я пошла учиться на гештальт-терапевта. Кроме того, что я углубила свои знания психологии, я также получила понимание многих процессов, проходящих в голове людей. Я поняла причины многих страхов и комплексов, и постепенно стала добираться до осознавания, что слова моей учительницы о моей бездарности не имеют ничего общего с действительностью. Я поняла, что просто стала заложницей ее слов, и именно это мешало мне по-настоящему раскрыться в творчестве.
Одновременно с этим я начала учиться в театральной школе. Тогда я снова столкнулась с творческими тупиками. Я видела, как бывает сложно придумать новый образ, написать слова или сценарий, справиться со страхом оценки. Творческие муки снова стали повторяться. Я начала искать способы справиться с этими сложностями. Частично это удалось благодаря психотехникам и знаниям, полученным в школе. Но это было лишь начало пути по восстановлению своего творческого Я.
Через несколько лет меня пригласили преподавать актерское мастерство. Я стала изучать книги по актерским техникам и постепенно стала понимать, насколько сильно связаны актерское мастерство, творчество и психология. Я стала понимать, как связаны психика, тело и эмоции, как воображение влияет на физическое состояние, как управлять эмоциями с помощью воображения и фантазии и многое другое.
Все эти знания стали для меня одним большим целым. Теперь я знаю, откуда берутся идеи, как они создаются, как формируются страхи и блоки для творчества, как их можно преодолевать и убирать, как работать с творческими ступорами. И это помогает мне быть максимально эффективной как в работе, так и в жизни.
Именно поэтому в своих тренингах я применяю практики из всех сфер, потому что только целостный подход дает наилучший результат.
Я по-прежнему продолжаю изучать информацию о развитии креативности: книги, лекции, современные исследования, различные способы, техники, методики, которые позволяют создавать идеи и работать с творческими мыслями.
Но теперь я точно знаю, что одни техники не решают всех вопросов.
Я общаюсь с творческими людьми, сама проходила через многие трудности и понимаю, что развитие креативного мышления должно идет вместе с психологической работой. Именно поэтому я много времени уделяю разбору психологических проблем.
Создавать идеи могут многие. Намного сложнее разрешить себе показать их миру, пройти через комплексы и страхи, приобретенные в детстве: страх неудачи, страх бездарности, страх оценки, страх предъявления, перфекционизм, шаблонное мышление, ограничивающие убеждения и тому подобные сложности.
Для меня развитие креативности имеет очень целостный подход.
- Знания о том, как работает мозг, позволяют мне понимать, как создаются идеи и что нам необходимо для того, чтобы эти идеи у нас были всегда.
- Техники и упражнения помогают создавать все более интересные идеи.
- А психология помогает справиться с трудностями, барьерами и блоками, с которыми сталкиваются все люди. Ведь в плане психологии творческие люди ни чем не отличаются от обычных. И им тоже надо работать над собой.
Все приобретенные знания, а также личный креативный опыт я вкладываю в свои тренинги. Мои тренинги это совокупность всех знаний и практик полученных за 6 лет работы. Я применяю техники из актерского мастерства, психологии, импровизации, творческих упражнений, логических задач. Это большая проделанная работа. Кроме того, на основании полученных знаний, я лично разработала большое количество техник и упражнений, которые нельзя встретить ни в одной книге.
Однако все это я применяю не только в работе. Я сама постоянно нахожусь в творческом движении: я пишу, играю, танцую, создаю и придумываю. А, кроме того, креативность помогает мне сделать повседневную жизнь намного ярче и интереснее.
И могу сказать однозначно, что благодаря всем этим знаниям и техниками, все творческие процессы стали намного осознаннее, продуманнее и проще. Мне больше не надо ждать музу или мучиться в попытках родить идею. Идей много, вдохновение повсюду. Главное – это знать, что и как с ним делать!
Для меня креативность – это неотъемлемая часть жизнь, без которой я просто не представляю себя.
Хочется и вам передать это увлечение.
Верьте в себя, в свой творческий гений! Знайте, что вы можете, и у вас получится!!
Поскольку тема развития креативности очень плотно связана с психологией, рекомендую посетить мой второй сайт «Создай свою жизнь!». Он полностью посвящен всему, что касается личностного роста, саморазвития и создания той жизни, о которой мы мечтаем.