Почему я убеждена, что креативными могут быть все? Потому что знаю, что идеи есть в каждом из нас. Другое дело, что не все позволяют своим идеям выйти наружу.
Все идеи живут в нашем подсознании. Если говорить метафорично, то наше подсознание — это большой глубокий водоем, в котором плавают рыбы-идеи. Но чтобы эти идеи смогли выйти вовне, мы должны быть открытыми к ним. Но, к сожалению, это не всегда так.
Наше сознание очень критично относится к тому, что мы озвучиваем. Оно очень тщательно проверяет ваши идеи на то, чтобы они были безопасными.
Что значит безопасными?
Это значит, что любая идея, которую вы выдаете, может быть подвержена критике, оценке, сравнению, наказанию, рецензии, высмеиванию. А поскольку люди очень часто отождествляют себя и свои идеи, то соответственно неудачная идея приведет к тому, что человек посчитает, что это он раскритикован, оценен, высмеян и т.д.
В этом случае сознание оберегает вас от того, чтобы вы не стали жертвой мнения других людей. И его задача понятная, оно оберегает вас. Но при этом зачастую оно просто перестраховывается, и поэтому рубит все идеи заранее.
Сознание тщательно фильтрует все, что вы внутри себя уже придумали. Его роль — быть ситом, которое будет выдавать только тщательно продуманное и очень аккуратное.
Чем больше внутри вас рамок, ограничений, убеждений, воспоминаний о неудачном прошлом и тому подобных вещей, тем меньше идей вы будете выдавать.
И если вы хотите развивать свою креативность, то вам надо увидеть свои рамки и начать расширять их.
Прислушайтесь к себе в тот момент, когда вам надо придумать какую-то идею. Скорее всего, вы услышите, какие проносятся мысли и что они вам говорят.
Это не оригинально. Это не логично. Это уже было. Это очевидно. Это не пойдет. Так нельзя. Это глупо. Это бред.
Все эти утверждения — это и есть ваши рамки. То самое сито, которое мешает вам высказать идею.
Если бы позволили себе озвучить свои мысли, возможно, из этого получилось бы что-то стоящее. Но поскольку сознание отбраковало все заранее, то вы даже не можете узнать, какая судьба ждала бы вашу идею в будущем. А вдруг она бы оказалась действительно стоящей.
Я составила список основных фильтров, которые мешают людям выдавать свои идеи. А вы можете прислушаться к тому, насколько это совпадает с тем, что вы слышите внутри себя.
- Слепое доверие мнению экспертов.
Если вы знаете, что авторитетный человек думает иначе, то вы можете сдерживать свои идеи, чтобы не быть осужденным этим человеком. Особенно это явно проявляется в рабочей среде, когда ваши идеи должны пройти какую-то предварительную оценку. Перед тем как отклонять свою идею подумайте, вы это вы лично ее отклоняете или вы думаете, что кто-то другой посчитает ее неудачной.
- Излишняя приверженность правилам.
Правила создаются другими людьми. Если внутри себя вы боитесь нарушать правила, то идеи, противоречащие им, будут вами подавляться. Есть несколько типов людей, в зависимости от того, как они реагируют на правила.
- Люди-правила. Это люди, для которых правила являются основным законом. Вся их работа будет сделана хорошо, в срок, но без малейшей идеи, которая бы выходила хоть немного за правила. Эти люди великолепные исполнители. Они будут хорошо поддерживать уже существующий порядок, но они точно не станут стартаперами или инноваторами.
- Бунтари. Это люди, которые видят правила, но специально их нарушают. Они создают революционные продукты, потому что им нравится быть не такими как все. И чем больше это не по правилам, тем им лучше. Примером могут быть серийные предприниматели, типа, Ричарда Бренсона. Они будут делать то, что им нравится, но при этом стараться выделяться и делать все не так как у других.
Но как и первому типу, так и второму, правила нужны. Одним, чтобы на них опираться, вторым, чтобы их нарушать.
- Есть еще и третий тип, который я называю хиппи. Это люди, которые не понимают, что такое правила. Они просто делают так, как считают нужным. Они будут выдавать интересные идеи, но сложность работы с ними в том, что это люди, которыми практически невозможно управлять. Их нельзя заставить, им нельзя указывать. Поскольку они не руководствуются правилами, то и надеятся на то, что они будут послушно их выполнять, глупо. Таких людей надо мотивировать интересными задачами.
- Предположения.
Часто люди делают некие предположения, о том, что можно, а чего нельзя. Эти предположения и являются фильтром для выражения идей. На практике оказывается, что этих ограничений никто не накладывал, мы сами их себе придумали. Но идеи уже не смогли пробиться через них.
Самый известный пример того, как мы делаем ложные предположения — это задача, в которой надо соединить четырьмя прямыми линиями девять точек. Именно после этой задачи и произошло выражение «Think outside of the box». Если вы ее еще не разгадывали, то подумайте. Ответ будет в конце статьи.
- Следование логике.
Многие люди оценивают идеи по критерию «Логично/Нелогично». А креативность как раз и заключается в нелинейном переходе. Если бы все идеи были логичные, то тогда разные люди придумывали одинаковые идеи. На этапе создания идей логику надо отключать. Она хороша на этапе отбора решений, но не раньше.
- Страхи.
И этим все сказано. Страхи успеха, неудачи, оценки, осуждения. Это самые сильные фильтры. Зачастую они связаны с какими-то психологическими проблемами. То есть не просто с качеством идеи, а именно с возможными последствиями выражения этой идеи. И чтобы с этими фильтрами бороться, надо разбираться со своей способностью принимать критику, оценку, повышать свою уверенность и т.д.
- Привычки и рутина.
Это опасный и незаметный враг. Привычные действия провоцируют внутри нас привычные мысли. А привычные мысли приводят к однотипным идеям. Чтобы расшатать этот фильтр необходимо как можно больше разнообразия в жизни, тогда творческая энергия будет течь свободно.
- Самодовольство.
Есть люди, которые придумав одну идею, сразу же прекращают искать новые. А зачем их искать? Ведь в школе мы привыкли, что одного решения достаточно. Одно решение дают нам иллюзию правильности. Проблема приходит тогда, когда это одно решение отклоняют. Тогда начинаются переживания и депрессии. Чтобы этого не было, надо приучать себя придумать много идей. Если вы ловите себя на мысли, что уже все знаете и все поняли, то, скорее всего, вы в этой ловушке и надо срочно добавить новых идей.
- Давление важности.
Важность часто вгоняет людей в ступор. Потому что важность повышает ставки. Человек уже не может себе позволить просто погенерить идеи. Ему необходимо одно идеальное решение. И поэтому все идеи тщательно фильтруются. Но проблема в этом случае в том, что отсутствие идей приводит к параличу мысли, а это еще сильнее усугубляют ситуацию.
Надо помнить, что необходимо снижать важность на этапе простого создания идей, позволить себе сказать все, что думаете, а потом уже включать ее на этапе отбора решений, чтобы выбрать то самое единственное.
- Профессиональная деформация.
Очень коварный фильтр, потому что незаметный. Любая профессия и работа со временем накладывает сильный отпечаток на восприятие реальности.
На одном тренинге, который я проводила для мебельной компании, мы делали упражнение на ассоциативное мышление. Я сказала слово «дерево» и предложила им увидеть картинку. В обсуждении упражнения оказалось, что большая часть группы увидели не какое-то конкретное дерево (как это было раньше с другими группами), а свой мебельный ряд, название палеток, виды шпонов и т.д.
Точно так же может быть и в вашей жизни. Ваша профессия будет незаметно стирать грани между тем, что вы используете и окружающим миром. Чтобы этого избежать, полезно смотреть на свою проблему глазами других людей, других профессий, переключаться, решать задачу как будто вы кто-то другой.
Это не все возможные фильтры, но основная их часть. Посмотрите, подумайте, где вы ловитесь на них, и как вы не даете своим идеям выйти в мир.
Один из вариантов ответа на задачу.
Предположением в этом случае была мысль, что задачу надо решать только в рамках размера квадрата, и ни в коем случае не выходить за пределы точек.