Одна из самых важных потребностей у людей, которые занимаются творческой или креативной деятельностью — это потребность в поддержке.
Однако на практике и в жизни эта потребность не всегда находит свое удовлетворение. В первую очередь творческих людей должна поддерживать семья, а лишь затем уже друзья, коллеги, учителя и прочие важные персоны.
Любой творческий путь начинается в детстве, и в это время очень важно, чтобы дети получали поощрения не только за свои успехи и достижения, но и за попытки и пробы. Ведь все мы прекрасно понимаем, что любые произведения 3-4-5-летнего ребенка будут далеки от работ взрослого и обученного профессионала.
Для того, чтобы ребенок продолжил свое обучение и сумел показать все на что способен, необходима вера в него. Но не все родители это понимают и поэтому большинство людей так и не получили той необходимой поддержки в раннем возрасте. И теперь, когда они уже выросли, они часто даже не догадываются о том, какими талантами и способностями обладают.
Чаще всего родители вместо того, чтобы поощрять стремление детей к творчеству, наоборот их предостерегают и отговаривают. Таким образом они хотят оградить своих чад от провалов, переживаний разочарований и прочих неприятных моментов. И хоть делают они это из лучших побуждений, но в итоге приносят больше вреда.
У детей суммируются личные переживания и страхи с этими опасениями взрослых, и в итоге они предпочитают похоронить все свои мечты о великом творческом будущем.
В этот момент вместо настоящих творцов рождаются художники-тени.
В данном случае словом «художник» называются не только те, кто занимается изобразительным искусством, а и все, кто занимается другими видами творчества. Этот термин я позаимствовала из книги «Путь художника» Джулии Кемерон.
Художники-тени — это люди, которые очень хотят творить, но из-за сильных страхов не могут себе этого позволить. И поэтому единственной возможностью приблизиться к миру творчества и искусства — это окружить себя произведениями других творческих людей.
Такие люди являются завсегдатаями выставок, спектаклей, концертов, то есть они стараются опосредовано, хотя бы через наблюдение, приблизится к желанному миру творчества. Часто они становятся меценатами и спонсорами для других творческих людей, помогая тем взращивать свой талант.
Художники-тени часто выбирают для себя профессию в смежной сфере, близкой к интересующему творчеству, чтобы иметь хоть какую-то возможность заниматься тем, к чему лежит душа. Так, прирожденные писатели выбирают работу журналиста или копирайтера, художники занимаются промышленным дизайном, композиторы сочиняют заставки на радио, а режиссеры снимают рекламные ролики.
Нужно быть очень сильной и смелой личностью, чтобы позволить себе творить. Чтобы суметь противостоять стереотипам, словам родителей, критике учителей и доказать, что на самом деле вы способны и талантливы.
Человек нигде не бывает таким уязвимым, как при выставлении на показ своего творческого детища. И если у него не хватает сил отстоять свою позицию и свое желание творить, то он смиряется с фактом своей никчемности и становится самыми безжалостными своими критиком.
И дальше даже не надо его пугать или ругать, такой человек препятствовать сам себе. Потому что нет страшнее и опаснее врага для нашего творчества, чем внутренний Критик. Он всегда в голове, он всегда рядом, он всегда на страже и любые попытки начать творить резко, категорично и очень жестоко высмеиваются.
Каждый из этих художников-теней переживает, что не смог раскрыть свой потенциал, но не знает, что можно сделать для этого. Для художников-теней жизнь – бесполезное времяпровождение, отягощенное ощущением бесцельности и невыполненных обещаний. Они хотели ли бы писать, рисовать, стать актерами, композиторами, танцорами… Но они боятся относиться к себе серьезно. А именно этому им придется научиться, чтобы выйти из тени на свет.
Для начала надо понять, что наше творческое Я — это внутренний ребенок. Теперь уже мы выступаем взрослыми и родителями по отношению к нему. Чтобы творческий ребенок позволил себе творить, нам надо начать его поддерживать и оберегать, хвалить, а главное создать безопасную внутреннюю атмосферу.
На первый взгляд может показаться, что это не важно и не сложно, но это только на первый взгляд. Чтобы понять каково ему, внутреннему ребенку, достаточно вспомнить себя, в те моменты, когда вас критикуют. Если вы спокойно воспринимаете критику, то, вероятно, у вашего творческого дитя также достаточно сил для творчества и проявления себя.
Если критика является для вас болезненным явлением, то представьте каково вашему внутреннему творцу. Эти моменты для него как маленькая смерть (как бы ужасно это ни звучало). Он страдает, переживает и принимает решение больше не высовываться, никогда не проявляться и уйти в тень. И чтобы его снова выманить на свет может потребоваться большое количество времени.
Так что хольте и лелейте все свои творческие порывы!
А как лучше это делать вы сможете узнать, читая следующие статьи.
 
2 комментария. Оставить новый
Как грустно — я — тень ((((. Теневая-тень-тень. Надо найти свою воспетку и все ей рассказать. Как она мне жизнь испортила.
Перекладывая всю ответственность за свою творческую жизнь на воспитательницу — ты лишаешь себя силы и возможности идти дальше. Здесь главное понять, что это не с тобой что-то не так, и начать холить и лелеять своего внутреннего творца. Поддерживать любые творческие попытки и начинания.