Я изучаю креативность уже достаточно давно. За это время я прочитала большое количество книг, которые рассматривают все стороны этого явления.
К развитию креативности можно подходить с разных сторон.
- Одни работают над созданием техник по генерации идей.В книге Майкла Микалко «Игры для разума» можно найти большое число техник для создания идей под все задачи и на все случаи жизни.
- Другие больше работают с психологическими аспектами творческими деятельности.Например, Джулия Кемерон. Ее книга «Путь художника» просто кладезь заданий и упражнений, которые направлены на разбирание внутренних творческих завалов.
- Третьи изучают психологию работы мозга и на этом строят свои техники.Тони Бьюзен создал методику интеллект-карт, тем самым облегчив жизнь большого количества людей, занимающихся как творческой, так и любой другой мыслительной деятельностью.
Конечно же, чтобы добиться максимального эффекта развития креативного мышления необходимо работать со всеми этими тремя аспектами.
Поэтому в своей работе я практикую целостный подход. Вот три кита, на которых строится мое видение развития креативности.
- Мозг
Фундаментом являются знания о том, как устроен и работает наш мозг. Кому-то это покажется наименее поэтичной и творческой частью, но на самом деле это не так.Наш мозг – это большой ребенок. Для того чтобы творческая деятельность всегда была качественная, с ним необходимо играть, его развлекать и заинтересовывать. Поэтому на практике эта часть тренировки креативности оказывается весьма веселой и увлекательной.
- Психология
Под психологией я понимаю работу со всеми внутренними препятствиями и барьерами, которые мешают максимально реализовать творческий потенциал.Сюда входит работа со страхами, сомнениями, комплексами, стереотипами мышления, мысленными шаблонами, ленью, перфекционизмом, внутренним критиком и другими подобными вопросами.
- Техники генерации идей
Это как раз та часть, которая является наиболее очевидной для большинства людей. Если хотят развивать креативность, то обычно начинают именно с этого.Техник и упражнений для генерации, отбора, оценки идей огромное количество. И главный вопрос не в том, чтобы изучить их все, а в том, чтобы научится применять максимально целесообразно необходимому результату.
Надо понимать, что каждая из сфер очень важна.
Они все взаимосвязаны и необходимы для того, чтобы креативность была в наилучшей форме.
При описании развития креативности я всегда использую аналогию со спортом. Потому что тогда многие процессы становятся понятными и наглядными.
И для описания этого целостного подхода можно также обратиться к спортивной метафоре.
Если люди хотят изменить и улучшить свое тело, они обычно идут в спортзал и начинают тренироваться. Для этого они практикуют специальные упражнения, направленные на создание нужной формы.
Так происходит и в креативном мышлении.
Если вы хотите быстрый результат, вы можете воспользоваться парой техник или приемов генерации идей, решить задачу и на этом остановиться.
Если спортсмен начинает задумываться о получении лучших результатов, то инструкторы могут посоветовать обратить внимание на правильное питание. Например, начать соблюдать определенный режим, исключить или добавить какие-то продукты. И такое правильное питание можно сравнить с правильным обращением с мозгом.
Как для тела, так и для мозга есть полезная и необходимая «пища».
Это новые эмоции, впечатления, цвета, запахи, образы, идеи, состояния. Все это надо учитывать, если вы хотите улучшить результаты своей творческой и креативной деятельности.
Однако и это еще не все.
Спортсмен может быть в превосходной физической форме, но от волнения, страха или эмоциональных переживаний не справиться с нагрузкой и проиграть важные соревнования. Поэтому, для того чтобы минимизировать эти сложности, многие элитные спортсмены работают с психологами и коучами. Они помогают научиться справляться со стрессом, перегрузками, нервозностью и другими психологическими сложностями.
Точно также и в креативной деятельности.
Вы можете хорошо прокачать умение создавать идеи, но если вами управляет внутренний критик, который обесценивает вашу работу, или вы находитесь в плену абсурдных убеждений, типа, «мужики не танцуют» или «дизайнерами бывают только геи», то вы никогда не сможете выдать ваш мысленный продукт вовне. Он так и останется лишь погребенной идеей.
Для того чтобы вы могли выдавать идеи в мир, вы должны разобраться с внутренними фильтрами, которые представляют собой нагромождение психологических барьеров.
И тут без работы с психологией никак не обойтись.
Если вы хотите развить свои творческие и креативные таланты по максимуму, то вам предстоит пройти большой путь. Но он того стоит. Ведь он необходим вам для создания ваших шедевров, которые увековечат вас в этом мире.
Так что вперед, дерзайте!